Сужение уретры. Лечение сужения уретры

О сужении уретры

Стриктура уретры — это патологическое сужение внутреннего просвета в мочеиспускательном канале, которое приводит к нарушению мочеиспускания разной степени выраженности. Мочеиспускание при сужении уретры становится затруднённым, болезненным и частым, сопровождаясь чувством неполного опорожнения мочевого пузыря и разбрызгиванием струи мочи.

Диагностика сужения уретры требует проведения уродинамических исследований, а именно уретроскопии и УЗИ мочевого пузыря с последующим измерением объёма остаточной мочи, лабораторных анализов. При сужении уретры может потребоваться резекция участка сужения с выполнением бужирования уретры или заместительной пластики уретры.

Симптомы сужения уретры

Лечение сужения уретрыПациенты с сужением уретры жалуются на невозможность выполнения адекватного акта мочеиспускания, который характеризуется слабым потоком мочи, а также потребностью напряжения мышц живота во время мочеиспускания. Также к симптомам сужения уретры относятся факторы как: разбрызгивание струи мочи, ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря, подтекание мочи.

На фоне сужения уретры может появиться боль в тазовой области, кровь в моче (гематурия) или сперме, снизится сила выброса спермы при эякуляции. Присутствие мочевых инфекций проявляется патологическим выделением из уретры и болезненным мочеиспусканием. При выраженной степени сужения уретры моча может выделяться по каплям, в определённых случаях может развиться полная блокада оттока мочи, которая требует незамедлительной помощи врача-уролога.

Причины сужения уретры

Врождённые сужения уретры довольно редкие (не более 3%) и обусловлены, главным образом, сужением переднего клапана мочеиспускательного канала. Наиболее часто урологам-онкологам приходиться сталкиваться с приобретённой формой сужения уретры, которые вызываются травмами (69%), а также воспалительным процессом (16%) и ятрогенными причинами (12%).

Посттравматическое сужение уретры вызываются следующими причинами:

• В результате тупых травм промежностей;
  • Проникающие ранения уретры;
  • Сексуальные эксцессы (инородные тела мочеиспускательного канала, переломы полового члена);
  • Переломы костей таза (в результате авто аварий, падений с высоты, производственных травм);
  • Химические и термические повреждения уретры.

Ятрогенное сужение уретры может быть обусловлено неосторожным проведением урологических операций и манипуляций — это уретроскопия, цистоскопия, бужирование, катетеризация, удаление конкрементов или инородных тел, трансуретальная резекция простаты, радикальная простатэктомия, фаллопротезирование, брахитерапия. У женщин сужение уретры может возникнуть после родовой травмы, влагалищной экстирпации матки, удаления шейки матки.

Сужение уретры воспалительного характера может возникать в результате перенесённого уретрита (или заболеваний как: гонорея, хламидиоз, туберкулёз), баланита, и других неспецифических дегенеративно-дистрофических процессов.

Развитие сужения уретры может быть связано с заболеванием, которое сопровождается ухудшением кровообращения и метаболизмом тканей мочеиспускательного канала — это системный атеросклероз сосудов, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, артериальная гипертензия.

В патогенетическом плане развитие сужения уретры проходит за несколько стадий:

1. Повреждение уротелия и нарушение целостности слизистой;
  2. Образование мочевых затёков;
  3. Наслоение вторичной инфекции;
  4. Грануляция пролиферация и тканей, которые приводят в итоге к рубцово-склеротическим процессам.

Лечение сужения уретры

Выбор методики лечения сужения уретры в нашем медицинском центре урологии и онкологии осуществляется исключительно индивидуально в зависимости от локализации, а также степени и протяжённости рубцовых и склеротических процессов. При простых, одиночных и непротяжённых сужениях лечение, как правило, начинается с бужирования уретры. С этой целью применяются бужи — это дилататоры разной формы и диаметра (кривые, прямые) или баллонные уретральные катетеры. Недостаток бужирования — это повышенная частотность рецидивов сужений уретры.

С целью предотвращения повторных сужений мочеиспускательного канала наши опытные урологи-онкологи используют установку уретрального стента, который способен поддерживать необходимый просвет стенозированной части уретры. Но, учащённые случаи миграции или смещения уретральных стентов делают распространённость метода очень ограниченным. При коротком сужении уретры, которая расположена в бульбарном или бульбомембранозном отделе уретры, наши опытные урологи-онкологи выполняют рассечение стенозированного участка — это внутренняя уретротомия под контролем визуальной эндоскопии.

При сужении уретры длиной 1-2 см предпочтительным методом лечения является проведение открытой резекции мочеиспускательного канала с анастомотической пластикой уретры «конец в конец». Иссечение стриктуры уретры длиной более 2 см в нашем центре урологии и онкологии требует проведения пластики уретры с применением трансплантата из собственных тканей пациента (кожа крайней плоти или слизистая оболочка щеки).