Март 2024

Гидроцеле. Лечение гидроцеле операцией

О гидроцеле

Гидроцеле (водянка яичка) — это скопление в полости оболочки одного или двух яичек жидкости, которая обладает разной природой:

• Кровь;
  • Экссудат. Выпот в полость яичек жидкости воспалительного характера (гной);
  • Транссудат. Выпот в полость яичек лимфы не воспалительного характера;
  • Выпот в полость яичек жидкости после тугого ушивания наружного пахового кольца;
  • Следствие после проводимой ранее операции по варикоцеле. Нарушение оттока крови от яичка, которая даёт выпот в полость яичка;

Гидроцеле может быть врождённой и приобретенной формы, острым и хроническим, одно- или двусторонней. Гидроцеле довольно часто встречается у мужчин в возрасте 20-30 лет и у новорождённых детей.

Основной функцией одной из оболочек яичка является выработка жидкости, способствующей свободному передвижению яичка в мошонке. Имеется определённый баланс между выработкой жидкости и её обратным всасыванием. В случае если нарушен процесс всасывания жидкости, то происходит процесс её накопления и, как результат, формируется гидроцеле.

Симптомы гидроцеле

ВарикоцелеОстрая форма гидроцеле появляется при остром воспалительном заболевании органов мошонки (воспаления семенного канатика, орхоэпидидимит), при этом происходит внезапное увеличение в размерах мошонки.

Симптомы гидроцеле (водянки яичка):

• Яичко или оба яичка одновременно увеличиваются в размерах, яичко прощупать не получается, кожа мошонки разглажена и свободно собирается в складки;
  • Отмечаются тупые ноющие боли в мошонке или в одном из яичек (приобретённая водянка хронической формы не сопровождается болевыми ощущениями);
  • При надавливании на увеличенное в размерах яичко отмечается симптом флюктуации (выпячивание оболочки яичка с противоположной стороны от мест давления);
  • Может увеличиться температура тела;
  • При больших скоплениях жидкости затруднена двигательная активность, а также ношение нижнего белья;
  • Истончённая стенка яичка при больших количествах накопившейся жидкости может попасть в ткани мошонки, вызывая болевые синдромы с разлитым увеличением мошонки.

При гидроцеле количество водяночной жидкости может варьироваться, в запущенном случае может достигать нескольких литров. При огромных размерах могут появляться неудобства при ходьбе, мешая половому акту и вызывая болезненное мочеиспускание. При врождённой форме гидроцеле объём выпота может увеличиваться на протяжении дня и уменьшается после сна.

Причины гидроцеле

Причина появления врождённой гидроцеле (водянки яичка) у новорождённых — по незаращённому отростку влагалища из брюшной полости накапливается жидкость внутри полости оболочки яичка. Врождённая форма гидроцеле бывает несообщающейся и сообщающейся. Зачастую водянка яичка, сообщающееся с брюшной полостью, пропадает в первый год жизни, так как в этот период влагалищный отросток затягивается.

Причины формирования приобретённой формы гидроцеле:

1. Воспалительный процесс яичка и его придатков (орхоэпидидимит);
  2. Нарушение лимфооттока при поражениях тазовых и паховых лимфоузлов (филляриоз);
  3. Различные травмы мошонки;
  4. Тяжёлая сердечная недостаточность;
  5. Осложнение после проведённой операции по варикоцеле или после коррекции паховой грыжи.

Болезнь может протекать в острой или хронической форме. Острая форма гидроцеле возникает вследствие воспаления яичка (опухоли яичка), а также травмы мошонки. Острая форма без назначения эффективного лечения может трансформироваться в хроническую форму.

Лечение гидроцеле

Лечение гидроцеле только оперативное.

В современной медицине хирургами-урологами применяются два вида операций для лечения гидроцеле (водянки яичка) — это операция Винкельмана и операция Бергмана. Суть таких операций заключается в удалении жидкости путём вскрытия оболочки яичка.

Операция Винкельмана проводится при гидроцеле небольших размеров. Пятисантиметровый разрез для доступа к яичку делается над припухлой частью мошонки. Рассекаются все оболочки яичка, выводится из раны яичко с влагалищной оболочкой, сама жидкость из влагалищной оболочки отсасывается при помощи шприца, а затем рассекается сама влагалищная оболочка. Яичко подлежит визуальному осмотру, после выворачивается оболочка наизнанку. Подвергавшиеся пластике оболочки сшиваются.

Операция Бергмана проводится в случае, когда гидроцеле большого размера, а также при сопровождающихся утолщениях оболочек яичка. Метод проведения операции Бергмана аналогичен методу Винкельмана, только лишь с разницей, что оболочка яичка не выворачивается, а иссекается.

С первого взгляда может показаться, что между операцией Бергмана и операцией Винкельмана есть существенная разница, ведь во втором случае оболочка яичка иссекается, а в первом сохраняется. Для здоровья пациента, на самом деле, не существует различий между такими двумя операциями. А потому решение о том какую операцию будет проводить хирург, врач будет принимать в ходе самого операционного вмешательства после того, как получит прямой доступ к оболочкам яичка.

Записаться на консультацию о гидроцеле

Вопросы пользователей на нашем сайте о гидроцеле

• У меня ворикоцеле и гидроцеле мошонка силна сжимаются и чувствую дискамфорт есть какое нибудь решение кроме операции спасибо!

Здравствуйте. Надо смотреть результаты УЗИ, спермограмму

• Шему малышу 1 год и 5 месяцев,диагноз — гидроцеле справа, с рождения.уролог рекомендует операцию,разрез будет в нижней части живота, в паху. скажите пожалуйста,делать сейчас
    лучше или все таки в каком возрасте???и может ли оно пройти???заранее спасибо вам .

Ответ врача:
    Здравствуйте. Мы не занимаемся детской урологией.

• моему папе ставят диагноз по биопсии: Ацинарная аденокарцинома предстательной железы, Gleason score 9, ему 70 лет, ПСА 6.5 по МРТ На серии
    МР томограмм взвешенных по Т1, Т2 с жироподавленисм в сагиттальной, аксиальной и фронтальной проекциях; Вход в малый таз имеет овальную форм/, крылья подвздошных костей и мышцы развиты правильно. Предстательная железа увеличена, овоидной формы, размерами: фронтальный -4,2 см, сагиттальный — 4,0 см; вертикальный — 6,1 см; приблизительным объемом — 53,3 смЗ, Ткань железы вдаётся в полость мочевого пузыря на 0.6 см. Зональное строение железы нарушено. Субтотально (преимущественно слева) объем железы выполнен тканью неоднородно гипоинтенсивного по Т2, Т2 SPAIR MP-сигнала без четких контуров, приблизительными размерами 3,8×4,0×5,0 см, с признаками распространения на левый семенной пузырек. В режиме DWI выявляется зона умеренного и выраженного ограничения диффузии на уровне основания (в передне-левых отделах), среднем уровне (в передне-левых и дорзальных отделах с обеих сторон) и в области верхушки (в передних, левых боковых и задних отделах). Капсула железы дифференцируется нечетко в дорзальных отделах слева. Семенные пузырьки размерами; справа; фронтальный-4,0 см; вертикальный — 1,2 см; сагиттальный -1,2 см; слева: фронтальный — 4,4 см; вертикальный — 1,7 см; сагиттальный — 2,0 см. Мочевой пузырь удовлетворительного наполнения, содержимое его однородное, соответствует жидкости. Стенки диффуэно неравномерно утолщены (преимущественно в передних и верхних отделах) до 1,0 см. Параоеэикальное пространство — без особенностей. Прямая кишка без видимых изменений, утолщения стенок. Параректальная клетчатка не инфильтрирована. Единичные не увеличенные общие подвздошные лимфоузлы с обеих сторон. МР-признаки гидроцеле с обеих сторон; двухсторонней паховой грыжи. При внутривенном контрастирооании отмечается раннее неоднородное накопление контрастного препарата зоной патологического сигнала простаты, передних отделов левого семенного пузырька с длительным удержанием контраста. ЗАКЛЮЧЕНИЕ; МР картина увеличения размеров, обширной зоны патологического МР-сигнала простаты (в передних, дорзальных и левых боковых отделах) с признаками распространения на левый семенной пузырек (клинически значимый с-г крайне вероятен/ Вопрос- пожалуйста дайте предварительную оценку тяжести заболевания. Операбелен или нет? Степень агрессивности этого рака? Прием в онкодиспансере только через несколько дней, запись на 10 вперед. Хотелось бы понимать с чем нам придется бороться. Спасибо.

Ответ врача:
    Рак простаты стадии 3b, агрессивного течения, операбельно. Рекомендуем комбинированное лечение

• Доброе время суток! Мне поставили диагноз ”гидроцели” причины и как быстро вылечить, какие препараты применять? Спасибо

Ответ врача:
    Доброе. Причины — незаращение влагалищной оболочки брюшины, воспаление. Лечение хирургическое

• Можно ли оперировать гидроцеле при наличии паховой грыжи(размер грыжи в диаметре 7мм, в спокойном состоянии она на узи не видна. Пявляется лишь
    при сильном надувании живота и потугах). Спасибо.

Ответ врача:
    Можно, лучше с одномоментной пластикой грыжи

Задать свой вопрос о гидроцеле