Март 2024

Нефроптоз. Лечение нефроптоза почки

О нефроптозе

Нефроптоз — это подвижная и блуждающая почка, состояние при котором из обычного своего положения почка (область поясницы) интенсивно смещается вниз (в область живота, таза). При этом, почка может как возвращаться назад на своё место, так может и не возвращаться обратно.

Нефроптоз встречается главным образом у женщин — 1.5%, у мужчин — 0.1%. Данный факт объясняется особенностью строения женского организма: более широким тазом, сниженным тонусом брюшной стенки, большей эластичностью в связках.

Почки, как и другие органы тела человека, пребывают в форме относительной подвижности, хоть и имеют своё чёткое место в организме. В моменты вдоха почка может смещаться на 1-3 см. вниз, а при глубоких вдохах уходит на 4-5 см. Почка реагирует на перемещение и движение тела. Благодаря таким физиологическим колебаниям происходит нормальное выделение мочи.

Симптомы нефроптоза

НефроптозНефроптоз на начальных стадиях никак не проявляется. Заявить о себе почка может неприятным ощущением в области поясницы со стороны опущения. Чаще всего опущение почки справа — в 80% случаев, слева — в 15%, с обеих сторон — в 5%. Самый частый симптом нефроптоза почки — это боли, имеющие тянущий и ноющий характер, реже колющий. На начальных стадиях нефроптоза боли не выражены резко и быстро проходят. Но спустя годы боли приобретают более интенсивный, постоянный и изматывающий характер.

Сначала болевые ощущения появляются после физических напряжений, подъёмов тяжестей, интенсивного кашля. Боли могут уменьшаться в положении на больном боку или на спине.

Боль при нефроптозе бывает и очень интенсивной — по типу почечной колики. Боль может появляться внезапно после сильных напряжений, или от изменения положения тела в стоячее вертикальное из лежачего горизонтального и может продолжаться от пары минут до нескольких часов, меняя интенсивность.

Иногда симптомом нефроптоза является тошнота и рвота. Пациент становится бледным, покрывается холодным потом, повышается температура тела. Болевые ощущения — это не единственный симптом нефроптоза, у многих людей с опущением почки происходит потеря аппетита, тошнота, ощущается тяжесть в подложечной области, не исключены запоры или же наоборот поносы.

Боль при нефроптозе часто отдаёт в паховую область, а также в половые органы.

В дальнейшем при нефроптозе не исключены расстройства нервной системы в виде гипервозбудимости и неврастении. Такие люди являются чрезмерно раздражительными, недоверчивыми к заключению и совету врача-специалиста, также они очень легко утомляются, страдая от головокружения и бессонницы.

Причины нефроптоза

Причиной нефроптоза являются факторы, которые приводят к изменению в связочном аппарате почки: болезни инфекционного характера и резкое похудание. Ещё одной причиной нефроптоза является снижение тонуса мышц передней брюшной стенки, например при беременности.

Также всевозможные травмы, которые сопровождаются растяжениями или разрывами связочного аппарата почки: резкие поднятия тяжестей, падения с высоты, являются причинами возникновения нефроптоза.

Степени нефроптоза

В развитии нефроптоза различается 3 степени, в зависимости от опущения почки:

• Первая степень нефроптоза. В этой степени опущенная почка прощупывается через переднюю брюшную стенку при вдохах, на выдохах почка уходит в область подреберья.
  • Вторая степень нефроптоза. В вертикальном положении у пациента уже вся почка выходит из области подреберья, но в положении лёжа возвращается обратно, или же её можно без боли вправить с помощью руки.
  • Третья степень нефроптоза. Почка целиком выходит из подреберья при любых положениях тела и может смещаться в малый таз.

Лечение нефроптоза

Лечение нефроптоза бывает как оперативное, так и консервативное. На ранней стадии заболевания при отсутствии резких болевых ощущений, в случае если ещё не развилось осложнений, нефроптоз удаётся лечить консервативно.

При неэффективности консервативных методов лечения нефроптоза прибегают к хирургической фиксации почки — нефропексии. Нефропексия — это фиксация почки к соседнему анатомическому образованию. В ходе операции врачу-урологу удаётся возвратить почку в её обычное ложе в поясничную область и укрепить её там.

В нашем медицинском центре в настоящее время наибольшей эффективностью обладает метод нефропексии с помощью лапароскопии. Нефропексия выполняется лапароскопическим способом через проколы в брюшной полости с использованием специальных манипуляторов и цифровых камер. Своевременно проведённая нефропексия даёт хорошие результаты при лечении нефроптоза. После операции уходит преходящая артериальная гипертензия и нормализуется артериальное давление.

Лапароскопическая операция обладает малой травматичностью. Наши опытные врачи-специалисты с многолетним опытом работы делают пациенту четыре отверстия, в которые вводится камера с инструментарием. Врач через монитор может выделить почку из окружающих тканей и наложить несколько швов между капсулой почки, мышечной и брюшиной фасцией. После этого происходит процесс извлечения инструментов, на их месте оставляется дренажное отверстие на несколько дней. Раны после лапароскопической операции не ушиваются, затягиваются самостоятельным образом.

Видеоотзывы о лечении нефроптоза в нашей клинике

Вероника - нефроптоз, лапароскопическая нефропексия обеих почек
Евгения - нефроптоз, опущение правой почки
.